Итак, вы решили написать квенту


Сергей Тен. Нарративный дизайнер GSC Game World

Не надо. Не пишите квенту. Напишите концепт. Посмотрите на ситуацию глазами дизайнера сюжетов (то есть мастера-сюжетника). 

Скорей всего, у него есть еще тысяча и одна задача, помимо рассмотрения вашей заявки. Его внимание и силы напряжены до предела. Ему нужна ваша забота и поддержка. Давайте поймем, что вам и ему нужно от описания вашего персонажа. 

Вам нужно, чтобы персонаж был интересен и понятен лично вам. С интересом все просто – если его нет, вам будет скучно играть. С понятностью все сложнее. Вы можете написать тридцать страниц хитросплетенной биографии, которой хватит на байопик об этом персонаже. В этом будет мало толку, если вы не понимаете, как реализовать эту информацию на игре. Ролевая игра – среда очень изменчивая, – а значит вашему воображаемому конструкту нужна гибкость, иначе он станет бесполезным. Персонаж – это инструмент. Он должен идеально ложиться в руку.

Дизайнеру сюжетов нужно, чтобы документ о вашем персонаже был легким для прочтения, удобным в использовании и вдохновляющим. Легкость чтения – это, прежде всего, малый объем (до 2 страниц А4, в идеале) и хорошая верстка – поля, абзацы, заголовки и подзаголовки, маркированные и нумерованные списки. Короткие и понятные предложения, орфография и пунктуация – все это показывает уважение к читателю. Удобство пользования в мире дизайнера сюжетов – это возможность быстро, с минимальными усилиями встроить персонажа в существующий сюжет и связать его с другими персонажами. Вдохновение – самый эфемерный пункт из этих трех, но под ним скрывается достаточно простой прием. Ваш концепт должен не только описывать вашего персонажа, но и контекст вокруг него – связи с другими персонажами, возможные проблемы, рычаги влияния и планируемый путь его развития.

Перейдем к практическим советам

Итак, у вас день до игры, а персонажа нет. Что делать?

  1. Начните с картинки вашего персонажа. Pinterest в помощь. Красивый визуальный образ поможет быстро выстроить ассоциативный ряд.
  2. Подберите референс из медиа: сериалы, фильмы, книги, игры, песни, что угодно. К примеру, ваш персонаж будет похожим на Питера Квилла из “Стражей Галактики”.
  3. Придумайте ему броское имя. Без особых изысков. Скорее всего, вас будут называть только по имени, так что избегайте всяких Анн-Флоредин Альбатрос де Барбадрынц-Киберскотч (разве что это нужно для комического эффекта). Произнесите имя несколько раз вслух. Покатайте его на языке. Оно должно слетать с губ легко и непринужденно.
  4. Придумайте своему персонажу три цели, которых реально достичь за игру. Одна основная и две дополнительных – если останется время. Цели должны быть сформированы максимально понятно и приземленно. К примеру, хочу опорочить имя своего злейшего врага. Подумайте о том, что конкретно персонаж будет делать для достижения этих целей. Подумайте почему он яростно желает именно этого.
  5. Придумайте ему три принципа – моральных установки, с которыми он начинает игру и которые можно ярко отыграть. К примеру, “никогда не беру оплату за свои услуги” или “магия – для слабаков”. Подумайте как именно эти принципы у персонажа сформировались.
  6. Придумайте три связи с другими персонажами или организациями, если так можно. Если нет – проконсультируйтесь у дизайнера сюжетов, с кем бы ваш персонаж мог связаться. Выходите на контакт, предлагайте идеи. Помните: ваша цель – помочь сюжетнику делать игру интереснее для вас и других. Одна связь должна быть негативной (вражда, зависть, конфликтующие бизнес-интересы и т.д.), одна – позитивной (дружба, партнерство, семейные узы и т.п.), одна – драматичной (вы оба были влюблены в одного персонажа, вы оба стали невольными свидетелями жуткого убийства, у вас есть общий враг, дайте волю фантазии).
  7. Напишите очень краткую предысторию. Три-пять абзацев, до 2000 символов с пробелами. Что произошло, когда, кто, почему? Предыстория должна как бы говорить “вот что произошло, поэтому мой персонаж именно такой”.

Этого костяка вполне достаточно для того, чтобы мастеру-сюжетнику было от чего отталкиваться в своей работе, а вам – чтобы интересно поиграть.




Но, предположим, у вас есть неделя до игры. Что добавить?

  1. Добавьте персонажу яркую цитату. Подумайте о том как он говорит. Дайте ему голос, сначала у себя в голове, затем перед зеркалом вслух.
  2. Придумайте сильные и слабые стороны – по 2-3 штуки. Сильные стороны вам придется поддерживать – будет чем заняться на игре. Слабые стороны дадут дизайнеру сюжетов понять, за что можно подцепить вашего персонажа на уровне внутренней мотивации. Будьте честны со слабостями – именно они делают персонажей объемными и интересными. Чаще всего слабости рождают страхи. Подумайте чего боится ваш персонаж.
  3. Пропишите рычаги влияния на вашего персонажа – 2-5 штук. Нечто, что вызовет у него безусловную реакцию, если за этот рычаг дернуть. К примеру, любимая дочь, безответная любовь, тщательно выращиваемый бонсай или задолженность очень опасному человеку. Рычаги влияния сродни слабостям, но если слабости исходят изнутри, то рычаги видны и снаружи – в вашем костюме, поведении или домашней локации. Они дают возможность мастеру-сюжетнику и другим персонажам завязать с вами отношения: позитивные или конфликтные. Они приглашают с вами поиграть – разве это не прекрасно? Главное, не забудьте привезти тот самый бонсай.
  4. Подумайте над внешними особенностями. Походка, лексикон, элементы костюма, акцент и т.д. Все, что увидят другие игроки. Опишите это, но очень коротко – эти приемы нужно отрабатывать на практике, слова здесь несут мало пользы.
  5. Бонусный пункт для настоящих джедаев. Запланируйте своему персонажу арку, путь внутренних изменений. Подумайте с какими принципами он начинает (пятый пункт), почему они ошибочны и вредны для него, и к какому осознанию вы хотите привести его к концу игры. Что именно вы будете делать для того, чтобы ваш персонаж осознал это? Какие события могут подтолкнуть его к принятию истины? Подробнее про арку можно почитать вот здесь (https://blog.reedsy.com/character-arc/).

Теперь ваш персонаж по-настоящему объемный. Красивый, хоть роман пиши. Но давайте представим на минуту, что у вас до игры целых две недели. Чем заняться?

  1. Редактурой. Возьмите весь этот массив информации и отсекайте от него все лишнее, оставляя совершенство, как завещал Микеланджело. Подбирайте более точные выражения. Дайте персонажу пожить в вашей голове. Устраняйте нелогичные моменты. Проясняйте мотивации. Договаривайтесь о связях с другими игроками. Консультируйтесь с дизайнером сюжетов, если ему требуется от вашего персонажа что-то конкретное (скорее всего, так и есть). Дайте почитать доверенным соигрокам, если это позволено. Стремитесь уместить все это в заветные две страницы А4.

После этого отложите персонажа на день-другой. Займите голову чем-нибудь другим. Дайте поработать вашему подсознанию. Затем вернитесь к персонажу со свежим взглядом и отполируйте последние шероховатости до зеркального блеска.

Или осознайте, что это все не то, чего вы хотите. Выбросите все в мусорник, а лучше сожгите. В панике возвращайтесь к пункту 1. C’est la vie.

Хороших вам игр и ярких персонажей,

Сергей Тен